Их помнит Нью-Йорк

 

Text Box:  ЖАК МАРШЕ

Эту женщину звали мужским именем Жак Марше. Имя выбрал отец, оно было дорого ему: Жаком звали его отца, Марше была девичьей фамилией его матери, и он не захотел изменить имя родившейся девочки на женское Жаклин. Отец, Джон Кобленц, умер, когда она была совсем маленькой, и в память о нем она не стала менять имя.

Жак Марше Кобленц (Jacques Marchais Coblentz) родилась в Цинциннати, штат Огайо, в 1887 году. Она была не по годам развитым ребенком, и  уже в три с половиной года ее мать, Маргарет Норман Кобленц, в условиях безденежья вывела ее на сцену театров Чикаго. Чтобы избежать путаницы из-за ее мужского имени, юная актриса выступала под именами Эдна Кобленц или Эдна Норман. Она играла в таких популярных спектаклях того времени, как «Ложь во спасение» Сиднея Гранди и «Современный брак» Клайда Фитча. Ее приглашали в богатые дома Чикаго выступить с сольными номерами, помогая ей оплачивать образование.

Text Box:  
Жак Марше.
1914 г.
В 1903 году 16-летняя Эдна, занятая в спектакле «Пегги из Парижа» по пьесе знаменитого в то время писателя Джорджа Эйда, во время гастролей в Бостоне встретила Брукингса Монтгомери (Brookings Montgomery), студента Массачусетского технологического института, сына богатых родителей. Их брак получил скандальное освещение в местной прессе, семья Брукингса лишила его наследства. Однако после того, как у пары родилось трое детей, родители Брукингса, видя финансовые проблемы сына, взяли его детей к себе в Сент-Луис, штат Миссури.

В 1910 году Эдна разошлась с Брукингсом и вскоре вышла замуж за менеджера отеля Перси С. Депонаи (Percy S. Deponai), но в 1916 году разошлась и с ним. В том же году она переехала в Нью-Йорк, чтобы продолжить артистическую карьеру уже под своим именем Жак Марше.

Text Box:  
С мужем Гарри Клобером
В Европе полыхала война, и у многих американских интеллектуалов, разочарованных в  западной цивилизации, возник повышенный интерес к культуре и духовности Востока. В Нью-Йорке Жак Марше оказалась среди художников, путешественников, филологов, историков, которые были увлечены буддизмом, и сама стала энтузиастом этого возникшего в Древней Индии религиозно-философского учения.

В 1920 году она вышла замуж за бизнесмена из Бруклина, владельца химической фабрики  Гарри Клобера (Harry Klauber). Она говорила, что он был для нее «Гибралтарской скалой», на которую ей можно было опереться, получая от него необходимую поддержку, когда все выглядело самым мрачным и обескураживающим для нее и ее работы. Они купили в Статен-Айленде дом и в 1921 году поселились там вместе с детьми Жак. В доме, который они называли «гаванью мира» и встречались с друзьями, Жак Марше начала собирать коллекцию искусства Тибета.

Text Box:  
Ритуальные бронзовые божества 
тибетской религии Бон
На вопросы, с чего началась коллекция, она рассказывала о событии, происшедшим в детстве. Когда ей было лет пять, ее мать открыла коробку, многие годы хранившуюся на чердаке их дома. Там оказалась коллекция ритуальных статуэток тибетской религии Бон, предшественницы буддизма. Статуэтки привез из Индии прадед Жак, торговец чаем Джон Джозеф Норман. Он был знаком с несколькими тибетскими монахами-ламами, и один из них, особенно подружившийся с ним, подарил ему коллекцию из тринадцати статуэток. Все детство Жак играла этими статуэтками, предпочитая их материнским куклам.

После смерти матери в 1927 году она нашла статуэтки среди ее вещей и решила побольше узнать о них, о том, какой смысл в них заключен. Это привело ее к «глубокому исследованию и постоянному изучению тибетского искусства – его родины, его народа и его религии».

Жак Марше очень жалела, что по состоянию здоровья не могла посетить Тибет. Ее знания о Тибете были почерпнуты из книг. В ее библиотеке содержалась вся литература об Азии, изданная к тому времени по-английски.

К 1930-м годам Жак Марше стала прославленным коллекционером и видным специалистом в тибетологии. Она задумалась о месте содержания ее коллекции, об образовательном центре, который давал бы обширные сведения посетителям и в котором она могла бы с ними делиться своими знаниями.

В 1938 году Жак Марше открыла Галерею индийского и тибетского искусства в здании в районе Парковой авеню (здание сейчас не существует, на его месте построен небоскреб). Коллекция в Галерее содержала необычные для нью-йоркцев произведения искусства: развешанные на стенах «танка» – картины на шелке, резную деревянную мебель, светильники, расставленные на полках скульптуры и статуэтки богов и богинь, ритуальные принадлежности и костюмы. Свои приобретения Жак с гордостью показывала посещавшим Галерею группам и отдельным посетителям.  Она видела в Галерее способ заработать средства для строительства задуманного ею Центра культуры Гималаев.

Text Box:  
Жак Марше у Центра, медитирующая с молитвенными барабанами.
1947 г.



Когда Жак Марше с мужем переехали на Статен-Айленд, муж поддержал идею Жак строительства рядом с их домом Центра, посвященного тибетскому искусству и культуре, в котором были бы библиотека, музей и террасный сад.

Еще в 1933 году Жак Марше побывала в Чикаго на  выставке, посвященной буддийскому храмовому комплексу Потала, расположенному в Лхасе, столице Тибета, и теперь, работая над проектом Центра, она решила, что он будет похож на небольшой гималайский монастырь. Это должен быть комплекс зданий, в котором будет библиотека книг о Тибете, маленькие комнатки-кельи для медитации и «Зал воспевания», где будет храниться ее коллекция искусства Тибета. Здания будут иметь характерные детали гималайской архитектуры: плоскую крышу, увенчанную четырехсторонней пагодой, окна и двери трапецеидальной формы с шиферными козырьками. К Центру должна вести длинная каменная лестница, а здания будут окружены террасным садом с прудом, в котором будут плавать цветы лотоса и золотые рыбки.

Строительство Центра началось в 1941 году. Прежде всего был заложен сад «Самадхи» – термин, употребляемый в санскрите для описания высокого уровня медитации.  Здания из плитняка – пластин природного натурального камня – строил местный каменщик итальянского происхождения Джозеф Примиано. Каждое воскресное утро они с Жак бродили по Статен-Айленду, подыскивая булыжники и камни, которые должны были стать стенами зданий.  Жак писала: «Каждый камень был мною любовно поднят и установлен в стену. И я успешно обходилась без всякого архитектора, подрядчика или поставщика материалов. Я смогла доказать себе, что женщина одна может сделать все это, если достаточны способности и достаточно желание тяжело работать».

Text Box:  
Алтарь в «Зале воспевания»
В 1945 году была открыта библиотека с двумя тысячами  книг по оккультной тематике, азиатскому искусству, сравнительному религиоведению, символике. Завершающим этапом было строительство хранилища коллекции – Музея, или «Зала воспевания», с  трехярусным алтарем в центре и расположенными на нем экспонатами священного и духовного назначения. Уникальной деталью Центра стали маленькие кельи для медитации, построенные под основными зданиями.

5 октября 1947 года состоялось официальное открытие Центра. Событие широко отметила пресса, в частности, журнал “Life” писал: «Теперь Центр будет открыт для медитации людям, преданным тибетской культуре, как мадам Марше, чье единственное сожаление, что она никогда не была в Тибете».

Жак Марше была прочно связана с тибетской культурой и буддизмом, но никогда публично не объявляла себя буддисткой, она всегда демонстрировала свою открытость для всех религий. Хотя она хотела, чтобы ее Центр был похож на буддистский храм, она рассматривала его как место, предназначенное не для  обращения людей в какую-либо веру, но скорее для посвящения их в гималайскую культуру и духовность. Она стремилась внести свой вклад во взаимопонимание между западной и восточной культурами и в  религиозную терпимость. Тем Text Box:  
Уэйланд Грегори.
Жак Марше в образе буддийской богини.
1945 г.
не менее, в кругу друзей она признавалась в своей вере в такие понятия, как карма и реинкарнация.

Жак Марше Кобленц умерла 15 февраля 1948 года, через семь месяцев после ее смерти умер ее муж Гарри Клобер. После их кончины Центром руководила их друг Хелен Уоткинс (Helen  Watkins). Она делала все, что могла, чтобы сохранить экспонаты музея и продолжить работу Центра. Для поддержания жизнедеятельности Центра был создан Совет попечителей.

Text Box:  
Далай-лама XIV в Музее.
1991 г.
В 1959 году, когда Тибет был захвачен китайскими войсками и Далай-лама XIV был вынужден бежать в Индию, руководство Центра предложило ему убежище в Статен-Айленде.  Спустя много лет, в 1991 году Далай-лама XIV посетил Центр и благословил алтарь и коллекцию музея.

Text Box:  
Музей тибетского искусства Жака Марше.
Нынешний немногочисленный штат Музея во главе с директором-распорядителем Мег Вентрудо (Meg Ventrudo)  продолжает политику основательницы Музея, направленную на приобщение людей Запада к культуре Тибета.

Полученное Центром в 1991 году официальное название «Музей тибетского искусства Жака Марше» (“Jacques Marchais Museum of Tibetan Art”) навечно закрепило в памяти Нью-Йорка имя этой замечательной женщины.

Эрнст Нехамкин

 



 

Make a free website with Yola